top of page

Чембало – яблоко раздора

Совершенно особое место в генуэзской колониальной империи в Северном Причерноморье занимала крепость Чембало. Балаклавская «гавань Символов» (отсюда искаженное итальянское «Чембало»), надежно защищенная от штормов и скрытая со стороны моря прибрежными скалами, с древних времен была известна как одна из самых удобных бухт в Крыму. Неудивительно, что она привлекла внимание генуэзских купцов, стремившихся реализовать свою программу установления торговой монополии в Черном море. О том, какую роль придавали ей в Каффе, свидетельствует один из генуэзских архивных документов, где Чембало названо «главой всей Готии» (caput totius Gothie).

После того как татары в 1345 году уничтожили временные укрепления крепости, состоявшие из рва, земляного вала и деревянного палисада, генуэзцы приступили к строительству более капитальных укреплений. Во второй половине XIV века они проводили здесь активные фортификационные работы. На западной вершине горы Кастрон у самого входа в бухту была построена цитадель города Чембало, состоящая из четырех башен. Одну из них освятили во имя св. Николая, и называние «замка святого Николая» нередко встречается в документах из генуэзских архивов.

Положение цитадели позволяло контролировать вход в бухту, однако на случай нападения со стороны суши город был слабо защищен. Поэтому в 1422 году феодориты легко выбили генуэзцев из Чембало. И хотя уже в следующем году, отправленный из Каффы отряд, вернул город обратно, генуэзская администрация в срочном порядке начала постройку нового пояса оборонительных сооружений, защищавшей город с востока, откуда предполагалось нападение князя Алексея. Протяженность новой восточной линии обороны составила 245 метров, она была укреплена пятью башнями, руины которых сохранились до наших дней

Чембало. Справа видна крепость св. Николая. Слева – более поздняя восточная линия обороны.

Захват феодоритами Чембало

Однако мощные стены – хотя и важный фактор в обороне любого города, но все же не единственный. В этом всего через несколько лет после первой войны с феодоритами смогла убедиться администрация генуэзских колоний в Черном море.

Балаклава в 1820-х гг. Рис. из кн.: James Webster. Travels through the Crimea, Turkey, and Egypt

Большинство населения Чембало - а оно оценивается в 1000-1400 человек (4) - составляли православные греки, которых католики-генуэзцы третировали как людей второго сорта. Неудивительно, что их симпатии были полностью на стороне единоверцев из княжества Феодоро.

Согласно Уставу генуэзских колоний 1449 года, генуэзский гарнизон Чембало составлял 40 «солдат стрелков хороших и надежных со своим оружием и двумя баллистами у каждого». Дополнительно в цитадели города, известной по генуэзских источникам как «замок Святого Николая», было размещено еще 9 солдат во главе с подкомендантом. К ним также стоит добавить полицейскую часть из пристава, трех его помощников и четырех конных наемников-оргузиев, набиравшихся из числа местного населения .

Учитывая такой баланс сил, неудивительно, что когда в феврале 1433 года в Чембало началось восстание против генуэзских колонизаторов, поддержанное правителем Феодоро Алексеем, малочисленный генуэзский гарнизон не смог противостоять восставшим.

Захвату Чембало предшествовала дипломатическая переписка между консулом Каффы и правителем Феодоро Алексеем, который требовал передать ему прибрежную Готию и Чембало (6), а также контакты правителя Феодоро с извечными врагами генуэзцев – венецианцами, державшими его в курсе международной политической конъюнктуры.

Восстание произошло зимой 1432/1433 года (8). Поскольку генуэзцы могли оказать поддержку своей колонии главным образом по морю, время было выбрано весьма удачно – в штормовой сезон навигация у крымского побережья значительно затруднена и генуэзским кораблям трудно было вовремя прийти на помощь гарнизону крепости.

Балаклава. Карло Боссоли, ок. 1842.

Как свидетельствует о событии генуэзский хронист Иоанн Стелла: «Крепость Чембало…с помощью неких греков, жителей города этой крепости, после заговора передана была под власть некоего знатного человека греческого происхождения, который обычно называется государь де Лотодеро, и носит имя Алексей».

Другие итальянские историки добавляют, что местные жители восстали против латинян с оружием в руках и прогнали из города генуэзцев. Не обошлось и без жесткостей. Согласно генуэзскому колониальному Уставу 1449 года шести жителям Чембало, которые защищали крепость и были ослеплены восставшими, полагалась пожизненная пенсия .

Попытка генуэзцев вернуть крепость

Генуэзцы не могли уступить феодоритам Чембало. Этот город с судостроительными верфями и удобной гаванью, куда могли заходить корабли во время плавания вдоль северных берегов Черного моря, был важнейшим звеном в цепи укреплений генуэзской Газарии. С захватом Чембало присоединение феодоритами прибрежной Готии становилось вопросом времени.

Летом 1433 года из Галаты в направлении Крыма выплыл военный флот под командованием Барталомео ди Леванто. Галата – генуэзская крепость на Босфоре - была центром колониальной империи на Востоке. Она не раз с успехом бросала вызов императорам обедневшей и разорванной на части врагами Византии. Но феодоритский гарнизон Чембало и местные жители оказали столь ожесточенное сопротивление, что генуэзцам пришлось отступить.

Экспедиция Карло Ломеллини

В октябре 1433 года в Генуе под торжественный звон колоколов и ликующие возгласы толпы командиром флотилии, снаряженной для карательного рейда в Таврику, был избран выходец из аристократической семьи Карло Ломеллини.

Набор кондотьеров, середина XV века. Источник: Osprey.

Хотя Генуя после неудачной войны с Венецией была сильно истощена, ее власти взяли в Банке Святого Георгия ссуду для снаряжения кораблей и вербовку наемников. По некоторым оценкам, только жалование последним составило около 6 миллионов аспров (12). Флот был готов к началу марта 1434 года. Он состоял из 10 галер, 9 галей и 1 галиота, к которым позже присоединился еще один галиот. Эскадра подняла якорь в Генеуе и направилась к Хиосу. Здесь продолжилась вербовка морских и сухопутных команд. Общая численность экспедиционного корпуса составила более 8 000 наемников и матросов – внушительная по тем временам сила. 31 мая генуэзская эскадра вошла в воды Черного моря.

Вид на гору Кастрон с моря. Фото: Андрей Васильев, 2007.

Осада Чембало

4 июня 1434 года жители Чембало увидели генуэзские корабли один за другим бросавшие свои якоря на внешнем рейде Балаклавы. Вход в узкую бухту, преграждала заградительная цепь. На следующий день, 5 июня, едва рассвело, корабли спустили на воду шлюпки, которые направились к входу в бухту с целью разрубить цепь. Защитники Чембало пытались помешать этому, обстреливая нападавших из крепости. Завязался жестокий бой – генуэзцев поддержали корабли эскадры и им, в конце концов, удалось выполнить поставленную задачу.

«Вслед за этим натянут был конец (цепи) ко входу в гавань, и корабли, один за другим, стянувшись до самого порта с большими и многими орудиями и машинами, заняли в тот же день каждый свое место», - писал участник событий

Балаклава, литография времен Крымской войны.

Балаклава, литография времен Крымской войны. Высыдка союзников в Балаклаве напоминает высадку войск К. Ломеллино

На следующее утро солдаты сошли с кораблей и попробовали овладеть крепостью штурмом. В результате жестокого сражения погибло много людей, однако взять Чембало генуэзцам так и не удалось. Тогда 7 июня, в понедельник, они сняли с кораблей орудия, и батарея начала артиллерийский обстрел. Построенные генуэзскими фортификаторами укрепления не были рассчитаны на применение артиллерии, поэтому в тот же день одна из башен (вероятно, башня Барнабо Грилло) была разрушена, равно как и примыкающий к ней участок стены.

Башня Барнабо Грилло (внизу), фото начала XX века.

После артиллерийского обстрела, длившегося весь понедельник, утром следующего дня генуэзцы, чье численное преимущество было подавляющим, вновь пошли на штурм. Боевой дух защитников к этому моменту был сильно подорван. В ходе утреннего штурма осаждавшим удалось захватить главные ворота, прилегавший к которым участок стены был разрушен огнем из пушек днем ранее. Около 70 защитников во главе с сыном князя Алексея смогли укрыться в крепости Святого Николая. Однако все резервы к сопротивлению были исчерпаны. Наемники Ломеллини быстро овладели и этим рубежом обороны. В городе началась страшная резня, пощаду получил лишь сын князя и несколько его приближенных. Их отвели на галеры и заковали в цепи.


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Basic Square
bottom of page